|
Шопен против Сникерса (или
о воспитании детей до их рождения)
- Надо спасать российских детей... от их родителей
и, главное, от учителей. Говорят, что Россия - страна лентяев. - Правильно.
А откуда берутся эти лентяи? - Из школ. А кто их делает? - Учитель. Именно
учитель дает почув-
ствовать ребенку, что можно не трудиться а с
помощью подсказки, шпаргалки "числиться" в первых учениках.И это не удивительно.У
нас все воспитание сводится к образованию, а последнее к зазубриванию.У
ребенка оказывается задействовано только левое, <логическое>, полушарие
мозга. Эмоции - главное, что отличает человека от животного, -оказываются
не только ненужными, но даже вредят современному учебному процессу. . В
результате дети в школе не развиваются, а накапливают кучу пустопорожних
знаний.
Я разговариваю с президен-том Ассоциации эмоционально-образного
развития Владимиром Викторовичем Кирюшиным. Свыше 35 лет влияет он с помощью
искусства на образное мышление ребенка, на его духовное и нравственное
развитие. Наверное, почти всем родителям знакомы, увы, в основном только
по радио и телепередачам, его методики музыкального развития ребенка, его
детские книги, где в сказочкой, эмоционально-образной форме дается ребенку
самая сложная информация.
- Владимир Викторович, а вы не преувеличиваете
опасность, говоря об отрицательном воздействии учителей на учащихся? Тем
более что сейчас в России идет создание новых форм обучения. Возникают
гимназии, лицеи, школы эстетического развития, в которых дети обучаются
по индивидуальным программам.
- Все это внешние изменения. Они не затрагивают
существа нашей традиционной педагогики. Как бы ни называлась школа, в своей
работе она продолжает основываться на подчинении ученика педагогу, на домашних
заданиях, оценках, перегрузке второстепенными материалами. И главная, на
мой взгляд, беда- полупрофиссиональные кадры. Современный типичный, учитель
в основном занимается пересказыванием написанных не самым лучшим образом
школьного учебника.
-А как, по-вашему, должна выглядеть школа?
Как ока должна обучать детей?
- Нужно не обучение, а самообучение и взаимное
творчество учителя и ученика. Только свобода общения между ними, основанная
на эмоциональной заинтересованности ребенка, способна сделана ученика неравнодушным
и к процессу обучения, и к любому трудовому процессу, дать ему, образно
говоря, творческий заряд на всю жизнь.
В чем конкретно заключается творчество ребенка?
Это прежде всего совместное сочинение с другими детьми, с педагогами и
родителями сказок, стихов. Создание по ним сценариев спектаклей и постановка
их в школе. Учитель и ученик должны стать соавторами одного бесконечного
спектакля - жизни. Тогда они будут выступать в нем на равных. В общем все,
"что угодно, только не обычная школьная <долбежка>.
И конечно, музыка. Она должна быть точкой отсчета
для обучения человека. Из всех искусств музыка наиболее эмоциональна, потому
и непосредственно влияет на формирование личности ребенка. Особенно сказывается
влияние музыки на правое полушарие головного мозга, обычно остающееся незадействованным-
в современной школе. Этот уникальный язык звуков ненавязчиво проникает
в самые глубины подсознания ребенка, пробуждая в нем полноценную творческую
личность.
-То, о чем вы мне рассказали, замечательно.
Я согласен с вами, в частности с оценкой влияния музыки на развитие человека.
Мне только одно непонятно: кто будет претворять ваши идеи в жизнь? Квалификацию
большинства современных учителей вы оцениваете крайне низко. Родителей,
судя по одной из ваших телепередач, тоже не очень высоко. Если не ошибаюсь,
в ней говорили, что под влиянием родителей и телевизионной рекламы нормальный
ребенок сейчас предпочтет сникерс книге.
- Первым и самым главным учителем ребенка является
мать. Она должна дать ему начальные здания, создать истоки духовного развития.
И все это необходимо преподносить малышам не сухо, основываясь только лишь
на их послушании, но с эмоциональным подъемом и собственной заинтересованностью.
И вообще ребенка необходимо развивать раньше, чем он появится на свет.
- Я не понял, как начинать развитие еще
нерожденного ребенка?
- Прежде всего с помощью музыки. Конечно, не
всякой, не той, которая изливается на нас из репродукторов и магнитофонов.
Как показывают опыты, проведенные в научно-исследовательских институтах,
она даже крыс приводит в состояние эпилепсии. С людьми таких опытов, к
счастью, нв ставят. Как известно, основной принцип врачей всего мира -
<не навреди>.
В нашей ассоциации разработаны специальные музыкальные
формы, способствующие внутриутробному развитию ребенка. Применяют их очень
просто: магнитофон с их записями прикладывают к животу матери. Постепенно
от коротких музыкальных форм в исполнении одного инструмента можно переходить
к более длинным в оркестровом сопровождении.
Эти прослушивания нужны не только ребенку, полезны
они и матери. Они способствуют хорошему настроению, подготовляют нервную
систему женщины к перенесению родов без стрессов, уравнове.шивают ее психику.
Уже сейчас тысячи детвй прошли курсы такого <дородового>
развития и их способности, и не только в музыке, разительно отличаются
от сверстников.
Наша ассоциация подготовила все для развития
детей России. Имеют, как я уже говорил, специальные аудиокассеты для внутриутробного
развития ребенка. Нами собраны и записаны на кассеты 200 ше-девров мирового
искусства в исполнении самых выдающихся музыкантов, певцов, чтецов, которые
помогут ребенку с первых же своих дней жизни сформировать образное, так
называемое правополушарное мышление. Есть и граммпластинки специальных
обучающих спектаклей, и иллюстрированые сказки, дающие малышу основы
знаний, содержащихся до сих пор только в скучных учебниках.
Все есть, и ничего не ис-пользуется. По крайней
мере у нас в России. За границей наши аудикассеты давно пользуются спросом.
- Еще один вопрос. Вы упо-минали о принципе
врачей - не навреди. А уверены ли вы, что музыка не окажет на еще неродившихся
детей вредного воздействия, которое скажется через 5, 10, 15 лет?
- Уверен. Об этом свидетельствуетсамочувстие
первых детей, прошедших такой курс. И потом исследования, проведенные в
Институте педиатрии, Медицинской академии наук и Научно-исследовательском
центре по охране здоровья матери и ребенка подтверждают не только безопасность,
но и полезность таких ранних прослушиваний.
- Спасибо за очень интересную беседу.
М. БУРЛЕШИН.
|